Аудиты поставщиков торговых сетей (ритейлеров)
Аудиты поставщиков и производителей товаров СТМ (собственная торговая марка — PrivateLabel) для торговых сетей – необходимость и практика проведения
Аудиты поставщиков и производителей продукции категории Food
В настоящее время национальное законодательство в области безопасности пищевой продукции требует от производителей продуктов питания наличия одной из систем менеджмента пищевой безопасности, основанных на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР – Hazard Analysis and Critical Control Points – система анализа опасных факторов и критические контрольные точки).
Однако многие отечественные производители продуктов питания всячески затягивают внедрение данных систем у себя на производстве, к тому же действенный механизм контроля за соблюдением законодательства пока в полной мере отсутствует.
Тем не менее, практически все известные украинские производители, учитывая требования рынка, внедрили и сертифицировали соответствующие системы менеджмента пищевой безопасности. Для иностранных компаний, имеющих предприятия в Украине, основным стимулирующим фактором является не рынок и даже не национальное законодательство, а обязательное требование их материнских компаний по наличию подобных систем; поскольку за рубежом – в Европе, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. – работа любого пищевого предприятия автоматически подразумевает, что на этих предприятия выпускается безопасная и качественная продукция в условиях сертифицированных систем менеджмента пищевой безопасности.
В настоящее время локомотивом внедрения подобных систем менеджмента в Украине становятся торговые сети (наиболее активные из них – Auchan, Metro, FOZZYGroup, АТБ и др.). Учитывая растущую конкурентную борьбу за потребителя, который предпочитает покупать качественные и безопасные для здоровья продукты и товары, а также общемировые тенденции, ритейлеры требуют наличие систем пищевой безопасности, как в рамках самих торговых сетей, так и от своих поставщиков и производителей товаров под собственной торговой маркой(PrivateLabel).
Показательным примером является получение сертификата IFS в апреле 2012 года компанией «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» (первоначальная область сертификации — Офис поддержки торговых центров и ТЦ Metro Позняки в г. Киеве),а такжесертификация кулинарного производства ТС «Восторг» в соответствии с ДСТУ 4161-2003.
В свою очередь и международные корпорации, выпускающие продукты питания в Украине (Кока-Кола, Нестле, Крафт Фудз, СанИнБЕВ, Данон и др.), сами уже давно внедрившие системы безопасности пищевой продукции на производстве, все чаще требуют от поставщиков сырья, ингредиентов и пищевой упаковки наличия как систем менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2015, так и систем, основанных на принципах ХАССП, для получения статуса «одобренный поставщик».
Опыт общения с торговыми сетями показывает, что наличие сертификатов ISO 9001:2015, ДСТУ ИСО 9001-2015, ISO 22000:2005, ДСТУ ИСО 22000-2007 или ДСТУ 4161-2003 является, как правило, недостаточным для победы в тендере на поставку продукции или получения статуса «одобренный поставщик». Поставщикам приходится проходить дополнительный аудит, проводимый или самими ритейлерами, или привлекаемыми ими для этих целей независимыми международными сертификационными организациями.
Для многих предприятий, у которых вообще отсутствует какая-либо система менеджмента, успешно пройти аудит с первого раза практически невозможно. Ведь аудитору необходимо предоставить основной документ системы менеджмента – Руководство, а также документированные процедуры (по управлению документацией, нештатными ситуациями, идентификации и прослеживаемости продукции, управлению несоответствующей продукцией и т.д.), документированные результаты внутренних аудитов, материалы по анализу функционирования системы со стороны руководства, результаты идентификации опасностей и анализа рисков, записи по валидации мер управления опасными факторами, верификации плана ХАССП и программ предварительных условий,а также многое другое.
Методологической основой проведения аудитов поставщиков и производителей Private Label является применение так называемых чек-листов (от англ. «check-lists») — так называемых вопросников, состоящих из перечня требований соответствующего применимого стандарта и дополнительных требований самих ритейлеров.
Так, для аудита производителей продуктов питания чаще всего используется вопросник на основе европейского стандарта IFS Food версии 6 (включает в себя более 200 вопросов) или на основе британского стандарта BRC for Food версии 7.
Результат аудита для стандарта IFS считается положительным, если было набрано определенное количество баллов в процентах от максимально возможных (не менее 75 %) и не установлено ни одно критическое несоответствие KO – от английского слова Knock-Out. В противном случае результаты аудита считаются отрицательными и необходимо разработать корректирующие действия и исправить выявленные несоответствия, а затем провести повторный аудит. В любом случае при выявлении каких-либо несоответствий или отклонений предприятие обязано составить план корректирующих действий и предоставить его вместе с отчетом об аудите на рассмотрение в торговую сеть.
Парадокс, но последнее время участились случаи, когда производители проходят по нескольку аудитов в год различными торговыми сетями по практически одинаковым вопросникам. И это помимо проверок, проводимых государственными надзорными органами. Парадоксальность ситуации, похоже, понимают и сами ритейлеры – согласно материалам ежегодных конференций PrivateLabel и выставок WorldFoodUkraine, уже готовятся единые унифицированные правила проведения аудитов и признания сертификатов.
Что же необходимо сделать производителям пищевой продукции, чтобы избежать такого большого количества (порой излишних) аудитов торговыми сетями? Можно получить сертификат BRC либо IFS с внесением информации о проведенном аудите в соответствующие реестры. В таком случае торговые сети признают сертификат, а также смогут самостоятельно получить информацию о результатах аудита на соответствующих порталах и принять решение о сотрудничестве. Однако, данная официальная сертификация довольно затратная, т.к. количество сертификационных организаций и аудиторов из Европы, имеющих аккредитацию по этим стандартам крайне ограничено; и ее стоимость может составить 6-10 тыс. ЕВРО даже для небольших компаний. Поэтому в Украине лишь считанные единицы предприятий-поставщиков имеют сертификаты BRC или IFS.
Вместе с тем,существует менее затратная и наиболее доступная альтернатива – это получение сертификата по схеме сертификации FSSC 22000 версии 4. Сертификат, в отличие от вышеупомянутых сертификатов BRC и IFS выдается сроком на 3 года (необходимы только ежегодные надзорные проверки), стоимость жепри этом существенно ниже (в некоторых случаях в несколько раз). Данная схема сертификации полностью одобрена GFSI и состоит из комбинации требований международного стандарта ISO 22000:2005 и соответствующих спецификаций ISO/TS 22002-1:2009 (для производителей пищевых продуктов) или ISO/TS 22002-4:2013 (для производителей пищевой упаковки) и дополнительных требований FSSC. При этом стоимость данной сертификации может оказаться зачастую меньше чем аудиты от нескольких торговых сетей. В ближайшей перспективе данная схема станет наиболее универсальной схемой сертификация для всех предприятий, вовлеченных в пищевую цепочку.
С полным списком аккредитованных сертификационных компаний можно ознакомиться непосредственно на сайте www.fssc22000.com.
Аудиты поставщиков и производителей продукции категории Non-Food (непищевые товары)
Торговые сети при проведении аудитов производителей товаров категории нон-фуд (non-food) пользуются 2 общепризнанными стандартами – это IFS HPC (for Household and Personal Care) версии 2 (действует с апреля 2016) и BRC Global Standard for Consumer Products (версия 4, действует с ноября 2016). Стоит отметить, что порядок и принципы аудита во многих схожи – сертификат выдается на 1 год, результаты аудита оцениваются в набранных баллах, выраженных в процентах по отношению к максимально возможным.
Область применения стандарта IFS HPC включает в себя 4 группы товаров категории household:
Косметические продукты (средства личной гигиены, которые контактируют с кожей) — включают в себя все продукты, которые относятся к косметике (например, шампунь, зубная паста, смазывающие полоски для бритв, смываемые временные татуировки, косметические салфетки, косметика и средства макияжа для кукол и детей, материалы и вещества, применяемых для изготовления кожных пластырей и т.д.)
Бытовая химия — товары для чистки и полировки, а также товары, пропитанные жидкостями, предназначенные для бытового применения и для ухода за автомобилем (например, моющие средства, все товары, предназначенные для очистки, жидкие или в виде салфеток, очистители стекла, пр.). Сюда же относятся специальные чистящие средства, например для чистки бассейнов; продукты и материалы, которые используются для улучшения запаха воздуха (например, освежители воздуха, спреи или аэрозоли, свечи и т.д.); инсектицидные препараты (для борьбы с насекомыми).
Товары домашнего пользования, контактирующие с пищевыми продуктами (включают материалы и изделия, описанные в Регламенте ЕС № 1935/2004) которые предназначены для контакта с пищевыми продуктами (например, пластиковые и картонные стаканчики/вилки/тарелки, алюминиевая фольга, товары для «ежедневного использования», пр.); другие виды материалов и изделий (например, губки, пластиковые пакеты для мусорных корзин и т.д.)
Товары для личной гигиены, которые контактируют с кожей — товары или материалы, которые предназначены для ухода за человеческим телом, за исключением косметических продуктов (например, щетки для волос, бритвы, ткани, некоторые медицинские приборы класса 1, подгузники, товары женской гигиены, парики, искусственные ресницы, искусственные ногти , ювелирные изделия и т.д.); товары или материалы, которые предназначены для контакта с внутренней поверхностью рта (например, зубная щетка, зубная паста, зубная нить, деревянные/пластиковые зубочистки и т.д.)
Требования стандарта НЕ распространяются на следующие товары:
- Медикаменты;
- Продукты для перорального употребления;
- Игрушки (кроме косметики для игрушек);
- Смазочные материалы (например, для двигателя, пр.);
- Текстиль;
- Продукты питания: витамины и пищевые добавки;
- Посуда неодноразового применения (например, посуда из керамики (тарелки), вилки и ножи из нержавеющей стали, пр.);
- Упаковка, контейнеры и материалы, предназначенные для контакта с продуктами (в этом случае упаковочные материалы должны быть рассмотрены в качестве закупаемых материалов);
- Медицинские изделия (класса выше 1) — например, изделия в блистерной штукатурки, презервативы, пр.;
- Электронные/электрические устройства.
Стандарт BRC Global Standard for Consumer Products (сейчас действует 4 версия) предназначен для производителей потребительских непищевых товаров (например, шампуни, салфетки, косметика, игрушки, мебель и т.д.). 4-я версия стандарта была опубликована в ноябре 2016 года.
Стандарт BRC Global Standard for Consumer Products (или сокращенно BRC CP) предназначен для производителей, сотрудничающих с торговыми сетями при производстве изделий под собственным брендом, а также выпускающих продукцию под собственной торговой маркой или брендом. Наличие данного сертификата позволяет демонстрировать «необходимую старательность», определённую в Директиве 2001/95/ЕС по отношении к общей безопасности продукции и успешно проходить так называемые «аудиты поставщиков» торговых сетей (требования чек-листов ритейлеров основаны на базе BRC Global Standard for Consumer Products Issue 4).
4-я версия разделила товары на 2 категории исходя из уровня риска для конечного потребителя, для которых были разработаны 2 отдельных стандарта;
BRC Global Standard for Consumer Products General Merchandise и BRC Global Standard for Consumer Products Personal Care and Household.
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО IFS и BRC (категории Food и Non-Food) |
Обучение специалистов требованиям соответствующего стандарта IFS или BRC (двухдневные семинары), обучение группы ХАССП |
Диагностика, разработка и внедрение систем IFS или BRC |
Проведение предварительного аудита по IFS или BRC для устранения всех выявленных несоответствий до официального аудита |
Проведение «аудита поставщика» для подготовки к аудиту ритейлеров, помощь в устранении выявленных несоответствий |
Заказать консультацию
Для консультации по вопросам внедрения и сертификации систем менеджмента на предприятии оставьте заявку и мы перезвоним Вам в ближайшее время
Получить консультациюНаши услуги
Полный комплекс услуг по внедрению систем менеджмента, консалтингу и обучению персонала по наиболее выгодным ценам